ЕВПАТОРИЯ: КЛЕНОВАЯ АЛЛЕЯ
Это неправильно, но большинство горожан находятся на такой дистанции от природы, что даже «клёна не видят» в Евпатории
Исправить положение пытаются участники проекта «ЭКОКНИГА» из МБОУ СШ №11 имени Евграфа Рыжова города Евпатории. Школьники – юные экологи соорудили учебный стенд – на нём «гербарные образцы» ШЕСТИ разных видов клёна рода Асер с улиц родного города. Вывод: КЛЁН это не имя, а фамилия нескольких разных деревьев. Клёны – очень полезные, но в степном городе их высаживать БЕСПОЛЕЗНО, без супер-ухода они погибают, как растения ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ, к условиям полупустыни (у нас засушливый период) не приспособлены.
В школьном дворике – ботсадике на проспекте Победы в Евпатории ещё остались несколько клёнов – остролистов. В городе полувековые клёны стали редкостью – в приморском степном биоценозе эта широколиственная порода деревьев редко живёт более 50-ти лет и едва выше третьего этажа «ростом».
Наш клён-остролист – молодец! Дерево не хуже канадского клёна может давать сок для производства кленового сиропа (и на широте Москва – Нижний Новгород) уже есть фермы кленовые. Но самое удивительное – клён мы слышим в каждом музыкальном инструменте! В союзе «клён - ель» части этого дерева присутствуют и в гитаре, и в рояле, практически в каждой скрипке, виолончели или пианино…
Паркет или прочая «древесина» – понятно, но ведь наш клён-остролист настоящий медонос! Европейский клён двудомный, опыляется пчелами (в том числе) и заманивает насекомых запасами нектара. Пасечники утверждают, что гектар ЭТОГО клёна даёт 150 килограммов продукта. Например, гектар (10 тысяч квадратных метров) яблоневого сада и 20 кг мёда не всегда выдаст.
В Евпатории неоднократно пытались высадить много клёнов – безрезультатно. Даже в чудо-условиях парка имени Фрунзе у Дельфинария краснолистные декоративные клёны-остролисты погибли, за 10 лет наблюдений юных экологов не нашлось примера массового включения остролистов в арборетум города. Начинающим лесоводам не стоит пытаться на солнцепёке высадить клён.
После остролиста на стенд попали образцы листьев и крылаток (вертолётиков) других видов клёна: ПОЛЕВОГО (нашёлся на улице Московской), татарского (с улицы Фрунзе), «американского» ЯСЕНЕЛИСТНОГО – попался на улице Крупской. Больше всего в школьном микрорайоне дерева КЛЁН БЕЛЫЙ (явор). Его второе имя – ложноплатановый. Сейчас, в последний день сентября 2024 года, ЯВОРЫ в Евпатории – с созревшими семенами – крылатками. А вот у деревца КЛЁНА Семёнова в который раз НЕТ вообще ни одного семечка-крылатки. Листики этого клёна – МАЛЕНЬКИЕ, как игрушечные.
На стенд попали и листья ПЛАТАНА (чинары). Чаще всего с платанами путают клёны. У платана не крылатки-семена, а МНОГООРЕШКИ. Шарики на ниточках – кормушка для зимующих щеглов.
После изготовления иллюстративного стенда участники группы ЭКОКНИГА заметили, что не только листиками отличаются клёны (у татарского, например, лист вообще как у берёзы) – но и семенами.
У ПОЛЕВОГО крылатка – «стрекоза», у явора – «бабочка», у татарского – «ночная бабочка», а у остролиста крылатка «на шпагате»…
Вывод: клён не имя, а фамилия многих деревьев, в санаторских парках есть и другие виды кленов, например, ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ. А в Симферополе на улице Пушкина украшают ландшафт японские клёны с резными ажурными красными листьями - даже летом…
Вот что узнали участники проекта ЭКОКНИГА, читая книгу природы Евпатории.
Фоторепортаж А. Бондаря, руководителя группы «Экокнига» МБОУ СШ №11 имени Евграфа Рыжова города Евпатории.