google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ: ЧЕРНОБЫЛЬСКОЕ ВРЕМЯ

Прошло тридцать лет, а ходики, подаренные Владимиру Петровичу ВИНОГРАДОВУ на тридцатилетие в зоне ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, по-прежнему идут – «на стрелках» всегда ЧЕРНОБЫЛЬСКОЕ время

 Четырнадцатого января 2017 года к юнкорам на интервью пришел активист общественной организации «Память Чернобыля», ликвидатор-разведчик химической защиты Владимир Петрович ВИНОГРАДОВ. Он – евпаториец, учился в 13 школе, а окончил ее в 1974 году (ТРИНАДЦАТЫЙ выпуск). Владимир Петрович рассказал юнкорам много интересных фактов. Учебный год 2016-2017 – особенный, это время не только тридцатилетия страшных событий на атомной станции, но и сооружения нового «саркофага» - АРКИ, призванной защитить от радиоактивного воздействия на воздух, воду, почву…

Vinogradov3

 После школы Владимир Петрович поступил в ведущий институт СССР по своей отрасли – Московский химико-технологический имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Это как же учили детей химии в Евпатории! По гражданской профессии Владимир ВИНОГРАДОВ -  инженер-химик-технолог, по военной – лейтенант химразведки. Молодой специалист был направлен на работу (после защиты диплома в московском вузе) в город Ивано-Франковск, на большое предприятие. Там он работал несколько лет, в Ивано-Франковске услышал о произошедшей на атомной станции трагедии…

Через несколько лет после взрыва на ЧАЭС Владимир Петрович переезжает в родную Евпаторию – у него должен вот-вот родиться второй ребенок, инженер-технолог устраивается на работу на завод «Вымпел» - в те годы в Евпатории работало мощное производство, выполнялись военные заказы, курорт славился ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ. Он работал химиком – гальваником (это когда под воздействием электротока заставляют осаждаться металлический слой на детали – например, покрывают детали никелем, цинком, серебром…). В 1987 году, обустроившись на новом месте, передал соответствующие документы в военкомат…

В июле 1987 года пришла повестка – подготовленный теоретически химик-разведчик (в армии он не служил кадровым офицером) по мобилизации должен был отправиться в зону ЧАЭС. Маленький ребенок и беременная жена оставались одни. В военкомате Евпатории он одиноко ходил по коридору – оказалось, что команда собирается в Симферополе. Пришлось брать билет на электричку и отправляться на место сбора индивидуально.

Vinogradov4

Там уже было шумно - 60 человек со всего Крыма, разных специальностей (был даже хлебопек) разместили в двух автобусах и сначала привезли в город Белую Церковь Киевской области,  определили в состав 25 бригады Одесского военного округа.

За время пути лейтенант Виноградов подружился с четырьмя симферопольцами – соседями по автобусу. Впоследствии дружба очень помогла – всегда в сложных жизненных ситуациях надо знать, на кого можно положиться, кому – довериться…

Село Ораное (Вспаханное по-украински) находилось за чертой тридцатикилометровой зоны отчуждения «Чернобыля». Но местных жителей практически не было…  А фон – был. Владимир Петрович находился в военном палаточном городке, была летняя июльская погода - без дождей, но вокруг витала радиоактивная пыль. Военный лагерь в Иванковском районе возле Чернобыля отличался в первую очередь тем, что НЕ проводилась зарядка, не было никаких спортивных тренажеров или площадок. Это диктовали условия – даже самых простых «лепестков» - фильтров для дыхания не хватало, а физические нагрузки просто запрещались вне работы, ведь все вредные частицы, попавшие в легкие, оставались там навсегда.

Владимиру Петровичу всегда «везло» - он большую часть своей командировки проводил четко по специальности – в рядах офицерской химразведки проводил изучение местности. Лишь иногда приходилось брать под свою ответственность 25 солдат и ехать на работы по ДЕЗАКТИВАЦИИ помещений и оборудования на самой Чернобыльской АЭС. А дезактивация – это значит, что всю смену надо мыть окна и стены, обрабатывать специальным раствором машины и все поверхности зданий от крыши до пола. Добираться было сложно – сначала на «чистой» машине, потом на «грязном» автомобиле до станции, а лепесток – респиратор, он же всего пару часов эффективно работает, да и заниматься тяжелым физическим трудом в этой маске невозможно.

Vinogradov2

Свой «запас радиоактивности» Владимир Петрович «набрал» примерно за месяц работы в командировке. Он находился там с 16 июля  по 31 августа 1987 года. Покидать расположение военного городка самостоятельно было нельзя – вот набрал «положенную дозу» радиации, а потом – жди хоть неделю, пока смена прибудет. Но евпаторийцу снова повезло – пришло известие о рождении второго сына 27 августа, и начальник части разрешил вернуться домой.

 Юнкоры спросили Владимира Петровича о том, как проводили досуг, было же время вне смен на работе – оказалось, что читали книги, был кинотеатр, но в основном так уставали, что хотелось лишь спать.  Владимир Петрович познакомился с экспедицией молодых киевских ученых – они разрабатывали точнейшую карту радиоактивного загрязнения. Существовали «пятна», в которых совсем не выпали радиоактивные осадки. В одном таком «чистом участке» оказалось грибное место. В 1987 году в зоне ОТЧУЖДЕНИЯ крымчанин с киевлянами собирали боровики и подосиновики, пожарили их и СЪЕЛИ!  О таких воспоминаниях юным журналистам раньше слышать не приходилось.

Специальных химкостюмов, которые можно увидеть в музее «Звезда  Полынь» в Чернобыльском сквере, во время командировки Виноградова не носили -  у разведчиков было обычное обмундирование. На вторые сутки пребывания в «чистой зоне» у всех офицеров появлялся ХРИП в голосе, особый  надоедливый кашель. С ним приходилось мириться все недели командировки. Каждый день все принимали горячий душ, стирали одежду, лепесток меняли…

Пропуск и несколько фотоснимков из архива Владимира Петровича сейчас находятся в экспозиции музея «Звезда Полынь», а самый дорогой артефакт – у него дома. Во время празднования дня рождения (ему исполнилось в 1987 году тридцать лет) не только с помощью друзей организовали «шашлыки», но получил подарок именинник – часы с кукушкой. Они идут «по жизни» с Владимиром Петровичем все эти годы…  До 1994 он работал на «Вымпеле» - ветеран производства, а теперь ликвидатор-чернобылец – богатый дедушка – у него ШЕСТЕРО внуков (поровну мальчиков и девочек).

Мы желаем в Новом году всей большой семье Владимира Петровича здоровья и благополучия! Нам было очень интересно послушать рассказ очевидца далеких от нас и таких героически-важных событий.

  Анастасия КАЛМЫКОВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, МБОУ СШ №12

Фото А. Бондаря и Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11).

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Четверг, 28 марта 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013