В ТРЕХ ЧАСАХ ОТ ВОЙНЫ…
Всем поколениям защитников Родины посвящается
В воскресенье, перед Днем защитника Отечества, 17 февраля 2019 года, юные корреспонденты Эколого-биологического центра Евпатории посетили библиотеку имени Сельвинского (на проспекте Победы,19) и побеседовали с «автомобилистом с якорями в петлицах» — полковником Борисом Ивановичем ЛАВРЕНТЬЕВЫМ. Его жизнь отражает судьбу человека, родившегося в Советском Союзе. Внук кавалериста-ЧАПАЕВЦА, сын солдата Великой Отечественной войны (до ранения – водителя «Катюши», с осени 1942 года – дважды тонувший в Ладожском озере шофер грузовика на «Дороге Жизни» в блокадный Ленинград). Борис Иванович – уроженец села в Чувашии, до конца четвертого класса школы не владевший русским языком (только родным чувашским). А в 42 года он уже в звании ПОЛКОВНИКА Вооруженных Сил СССР, ветеран не только Афганистана, но и Египта…
У ребенка из Поволжья остались на всю жизнь добрые воспоминания о родном селе в Чувашии. Мальчик часто слушал разговоры старших, ветеранов Великой Отечественной войны. У папы Бориса Лаврентьева было два ордена Славы, это самый «героический» солдатский орден, его вручали только за подвиг, совершенный лично, в одиночку. А сосед по улице в чувашской глубинке – Герой Советского Союза (он получал доплату – сто советских рублей и очень этим гордился)… Парнишке было, от кого усвоить истину: «Не служил – не мужчина!».
Родители Бори работали в системе ДОСААФ, в армию сельская и городская молодежь шла подготовленная, с профессией радиста, автомобилиста и так далее. И вот мальчик заканчивает четвертый класс и переезжает с семьей (с ними – три сестры нашего собеседника) в Сибирь. Город – первая (со времен Ермака) столица Сибири, Тобольск. За лето (на каникулах), во дворе, на футболе, с новыми приятелями НУЖНО было выучить русский язык и пойти в обычную сибирскую школу!
О таком собеседнике накануне 23 Февраля юные журналисты могли только мечтать. Без помощи заместителя председателя правления городской организации РСВА, «афганца»-комбата Леонида Петровича БУНЕВИЧА такое эксклюзивное интервью организовать бы не удалось!
А встретиться было необходимо. Скоро (13 апреля) будет очень важная дата-юбилей, 75 лет назад войска Второй Гвардейской и 51-ой армии (в их честь названы улицы Евпатории) освободили наш край от фашистских оккупантов (немцев и румын). Три четверти века (это исторический рекорд) над Евпаторией – мирное небо. Стали ли забывать о цене мира горожане, школьная молодежь? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Но нельзя забывать о том, что мир – далеко не у всех людей. Уже почти ПЯТЬ лет в Крым приезжают дети Донбасса. На берегу соседнего Азовского моря, в ТРЕХ часах езды от нашего полуострова дети – ровесники юнкоров слышали, видели и чувствовали войну.
Евпаторийские подростки слышали сухой щелчок выстрела лишь как салют, а совсем близко от нас родственники множества крымчан знакомы с грохотом артиллерийской канонады, пулеметного обстрела, бомбежки мирных кварталов городов Луганской и Донецкой областей. Защитники Отечества нужны Родине. Им нужны примеры доблести и мужества. Борис Иванович – один из таких героев.
Его отец, ЛАВРЕНТЬЕВ Иван Андреевич, после переезда в Тобольск жил с семьей почти «на работе». Во дворе стояла учебная досаафовская машина-грузовик. Борис быстро подружился с ровесниками мальчишками и особенно – с сыном военкома Валеркой. Вместе играли в футбол и вскоре русский язык стал своим для мальчика-чуваша. Это, кстати, непросто, взять и выучить другой язык! Например, ВОДА по-чувашски – «шыва», а, скажем, ЛЕС, это «варман»! Ничего похожего нет!
Когда старшая сестра Бориса ушла на репетицию (занималась художественной самодеятельностью), а родители уехали с ночевкой к кому-то в гости, парень отправился «шалить» с Валеркой. Так они оказались в кабине автомашины, а дальше – «как всегда, на слабо!»
Борис от волнения даже русский забыл (как сказать «батя заругает») – и мальчишки поехали. Сначала снесли ворота деревянные, потом и столб не устоял перед напором техники.… К счастью, грузовик остановился – никого из людей (и сестер, которые путались под ногами) не тронули! Позвали на помощь «дядю Петю». Хотя ворота поставили, машину покрасили, а мальчик лег спать пораньше, от взгляда отца «не ускользнули детали». Пришлось близко познакомиться с качеством отцовского солдатского ремня. Наука была – на всю жизнь. Школу (русскую) Борис Лаврентьев закончил с одной четверкой в аттестате. Остальные оценки – пятерки!
После первого опыта работы шофером прошло не очень много времени – оставаясь школьником, Борис Лаврентьев освоил профессию автомобилиста. В 1968 году выпускник школы поехал на Дальний Восток, в город Уссурийск, поступил в военное училище (это было время, когда курсант по окончании учебного заведения получал звание ЛЕЙТЕНАНТ, но оставался техником, а не становился инженером). После первого курса Бориса Ивановича ожидало боевое крещение – в 1969 году (в марте) произошли трагические события на острове Даманском.
С этим клочком земли все было не так. Назвали остров на реке Уссури именем погибшего в этих местах русского инженера-железнодорожника Станислава Даманского (поляка по национальности). Потом по реке Уссури установили границу с Китаем. Когда с Китаем была дружба, остров «не поделили» - китайцы считали его своим. Всегда на маленький островок ездили граждане Китая, заготавливали там ивовые ветки для плетения разных вещей. Обычно иностранцы в установленное время уходили на лодках на свой берег.… В 1969 году между странами были очень плохие отношения. На острове этот нарыв лопнул. Произошел конфликт, пролилась кровь. На высотах находились автомобили с «Градами». Среди автомобилистов, обслуживающих военную технику, находился и Борис Иванович. Реактивные снаряды просто «смели остров». Машины выпускали снаряды и перемещались. Их пытались накрыть минометным огнем, но не получилось. Наш собеседник не был ранен, но его тоже наградили медалью – молодого курсанта. Он в боевых условиях показал знания, выдержку, смелость и решительность.
В 1971 году он снова переехал – молодой лейтенант оказался в Мирном, почти в Евпатории. Он обслуживал на своей спецтехнике (в должности командира взвода) аэродром. В это время СССР помогал Арабской Республике Египет бороться против армии Израиля. Знающие и смелые офицеры нужны были командованию на берегах Средиземного моря. Так Борис Иванович стал «египтянином» - в сквере «Афганцев» на улице Некрасова Евпатории есть специальный информационный стенд. Посмотрев на список стран, каждый человек может увидеть, в каких уголках планеты наши военные выполняли свой долг перед родиной. В этом списке есть и Египет…
В городе Гиза, знаменитом своими древними пирамидами, вырос советский военный городок. Там была школа, магазины, казармы. Вскоре офицер-автомобилист подружился с бравыми советскими летчиками. У одного к тому времени на груди красовались два ордена Красной Звезды! Второй тоже был отмечен наградой. Но наступил праздник День Победы (9 мая) и наши решили отметить дату с размахом. Например, залезть СНАРУЖИ на пирамиду Хеопса и сверху крикнуть о советско-египетской дружбе.
Забава оказалась неоднозначной. Во-первых, с территории военного городка выходить разрешалось только с человеком, отвечающим за безопасность. Во-вторых – древнее наследие человечества (пирамиды) находилось под защитой закона, и их нельзя было трогать, ломать, и тем более – лазить по пирамидам снаружи! В-третьих – «ступени» пирамиды, это отвесные плиты с высотой «шага» примерно семьдесят сантиметров. Подняться (в мае камень еще не чересчур горячий), наверное, можно, а вот как слезать на землю? В-четвертых, распивать шампанское, даже в День Победы на пирамиде в Египте совсем не принято, а юноши-офицеры (Борису Ивановичу был 21 год) очень хотели, чтобы праздник состоялся «как положено».
Невероятно, но летчики и автомобилист поднялись на высоту свыше 70-ти метров. Шумно «отметились» на высоте. И поняли, что оказались в ловушке. Африканское солнце припекало. Пожарная машина оказалась с небольшой стрелой.… Пришлось вызывать советский вертолет. Пилоту никогда не приходилось снимать со стены на высоте ДВАДЦАТИ этажей товарищей по оружию. Только былые подвиги офицеров позволили им после «шалости» и вызова в Посольство продолжить службу, не лишиться погон.…За выполнение заданий командования в Египте (Борис Иванович побывал в Александрии, Асуане и в других городах) наш собеседник снова был награжден медалью!
Юнкоры слушали одну историю за другой – биографии полковника Лаврентьева хватит, чтобы сценарий сериала написать! И видели перед собой человека БЕЗ страха, и очень хорошего специалиста. Когда в 1982 году понадобились такие профессионалы – обеспечить безупречную службу автомобильной техники в Афганистане, снова поручили важное и ответственное задание майору Лаврентьеву. Он трудился и в Термезе (в Узбекистане, на границе с Афганистаном), и выполнял задания «за речкой», на афганском берегу Аму-Дарьи. Автотехнику и военный персонал хорошо охраняли. Ни разу за время выполнения задач в Афганистане наших автомобилистов из подразделения майора Лаврентьева не обстреляли враги. Служба была не столько опасной, сколько трудной – чинить надо было механизмы так, чтобы они не подвели в очень сложных условиях Афганистана. Борис Иванович справился. О Термезе его память сохранила вкус дыни – огромной, узбекской, затянутой ремнями, чтобы удобно было нести такой груз – свыше шестнадцати килограммов!
Потом Борис Иванович вернулся в Крым. Местом его службы стал поселок Новоозерный. Он женат на сибирячке и основал целую династию военных – его дети служат в разных частях, в том числе – дочери!
Присягу настоящий воин принимает ОДИН раз – в 1992 году полковник, кандидат наук Борис Иванович Лаврентьев уходит из рядов Вооруженных Сил СССР. В иных армиях он не служил. К Дню защитника Отечества его жизнь – лучшая иллюстрация к известным словам о профессии офицера.
Записала интервью Диана БАБАЯН, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №2
Фото Маргариты Ковалевой юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».